Особенности артикуляционной гимнастики для маленьких детей

Артикуляционная гимнастика является хорошим способом для достижения быстрого позитивного результата, если у ребенка в дошкольном возрасте были обнаружены несущественные нарушения в развитии речевой системы. Данная методика также считается отличной профилактикой формирования у детей искажений речи. В статье представлены несложные занятия, которые можно начать выполнять с крохой уже сейчас.

Зачем нужна гимнастика

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это программа общеукрепляющих занятий для тренировки органов, ответственных за выговаривание звуков. Комплекс подготовлен врачами-логопедами с целью помочь дошкольникам увеличить подвижность или скорректировать движение нижней челюсти, губ, мягкого нёба и языка, а также обучить детей правильному воспроизведению звуков. Искажение звукопроизношения преодолевается вследствие систематического выполнения ритмичных, целенаправленных движений органов речи.

Упражнения подготавливают артикуляционный или, как его еще называют, речевой аппарат малыша к воспроизведению даже самых труднопроизносимых звуков. Как результат, формирование правильной речи и звукопроизношения осуществляется более стремительно. Нередко гимнастика даёт детям возможность преодолеть даже сложные дефекты речи.

Но польза заключается не только в совершенствовании навыков речи. В процессе занятий ускоряется кровоток, лицевые мышцы укрепляются и приобретают гибкость. Известны разные комплексы движений — одни занятия нацелены на общеукрепляющую артикуляционную тренировку, другие помогают преодолеть проблемы дикции. В зависимости от способа выполнения движений гимнастику делят на два направления: статическое (нацелено на то, чтобы научить дошкольников удерживать мышцы лица в определенной позиции); динамическое (состоит из повторяющихся блоков движений для определенных групп речевого аппарата).

У детей дошкольной возрастной категории речь представляет собой ранимую функциональную систему, подверженную неблагоприятным воздействиям. Дефектом речи называют ситуацию, когда кроха не может выговорить и коверкает слова и фразы (расстройство тембра голоса и звукопроизношения, замедленная скорость речи, ускоренное и запутанное изложение мысли и т.п.). Выраженные недостатки дикции часто сказываются на психоэмоциональном самочувствии ребенка, мешают ему в общении со сверстниками. Негативным последствием может стать формирование особых индивидуальных качеств (нелюдимость, психологическая неустойчивость, чувство неуверенности). Кроме того, возможны сложности в овладении письмом и чтением, что снижает общую успеваемость. Чтобы у вашего ребенка не возникало подобных проблем, логопеды рекомендуют как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой.

Читайте также  Семья без ожиданий — залог крепких отношений?

Основные правила гимнастики Существуют определенные правила выполнения движений речевой тренировки, соблюдение которых может существенно повысить эффективность занятий: Важно, чтобы гимнастика выполнялась каждый день. Это позволит закрепить сформированные умения. Желательно проводить занятия 3-4 раза в день по 4-5 минут. Не стоит предлагать ребенку больше 2-3 упражений за раз. Дошкольники быстро устают, к тому же им сложно долго заострять на чём-либо внимание. Каждое упражнение необходимо повторять по 5-7 раз. Одна неподвижная позиция должна выполняться не больше 10-15 секунд. Взрослый должен помогать ребёнку, считая вслух до 10 или 15. При выборе упражнений следует придерживаться некоторой последовательности — начинать с простых движений, затем только переходить на сложные. Гимнастику желательно подавать в эмоциональной, красочной форме. Интересные игровые упражнения маленькие дети будут с радостью выполнять. Кроме того, они быстрее овладеют тонкостями мира звуков. Из проводимых двух или трёх движений новым может быть лишь одно, остальные предлагаются для отрабатывания и закрепления прошлого материала. Если же какое-либо движение ребёнку даётся с трудом — не вводите пока новых позиций. Лучше полностью повторить старый программу. Все занятия выполняются сидя, поскольку в такой позе тело крохи пребывает в свободном положении, руки и ноги расслаблены. Спину при этом нужно держать прямо. При работе над органами речи дети следуют примеру взрослого. Педагог должен сидеть напротив ребенка (лицом к нему). Чтобы ребенок мог самостоятельно следить за тем, насколько правильно он повторяет движения, ему нужно видеть своё лицо. Здесь на помощь приходит настольное зеркало с подсветкой или же небольшое ручное зеркало (примерно 9 на 12 см).

Норма речи и дефект До 3-4 лет физиологической нормой в речи считаются следующие нарушения в воспроизведении звуков: замещение звонких звуков глухими (например, вместо «зайка» ребенок говорит «сайка»); подмена звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» (вместо «капля» — «тапля», вместо «гусь» — «дусь»); смягченность (например, вместо «ножка» малыш произносит «носька», вместо «машинка» — «масинька»); отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» (вместо «корова» — «каова», вместо «рот» — «от», вместо «рак» — «лак», вместо «ромашка» — «лямаска», вместо «рыба» — «йыба»); нарушено выговаривание шипящих звуков — они отсутствуют или заменяются (вместо «кошечка» — «косетька», вместо «лошадка» — «лосядка»); уменьшение длинных незнакомых слов (вместо «температура» — «ампитура»); смягченное воспроизведение звука «л», его замещение на «й» (вместо «колбаска» — «кальбаска», вместо «стул» — «стуй»); перегруппировка звуков или целых слогов (вместо «пылесос» — «пыселос»). отбрасывание сложных звуков в словах с несколькими согласными подряд (например, вместо «мальчик» — «мачик» и т.д.).

Читайте также  Вскармливание грудью гарантирует ребенку успех на работе

Приведенные выше физиологические искажения должны почти полностью исчезнуть к 4-5 годам. В том случае, когда проблема сохраняется, необходимо как можно скорее начать заниматься с дошкольником грамотной логопедической тренировкой.

 https://lifegid.com/